Меню
18+

Газета «Жизнь Югры»

28.10.2016 15:20 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 87 от 28.10.2016 г.

Галина Поленова: Надо каждому ребёнку помочь найти дело по душе

Автор: Михаил Морев

Отдать ребёнка в класс учителя математики Галины Сергеевны Поленовой мечтали многие родители. Да и неудивительно. Такие люди, с огромным объёмом знаний, с серьёзным отношением и любовью к работе, были бы лучшими в любой профессии. Её трудовой стаж равняется её педагогическому стажу и составляет 54 года. По труду и почёт. За высокий профессионализм, ответственное отношение к работе Галина Сергеевна отмечена многочисленными грамотами, званиями Отличник народного просвещения и Заслуженный учитель  РФ. На днях Галине Сергеевне исполняется 70 лет. В канун юбилея мы встретились с ней и попросили вспомнить молодые годы, порассуждать о проблемах образования, рассказать о семье

– Галина Сергеевна, Вы всю жизнь проработали в нашем районе, наверное, и детство Ваше прошло здесь?

– Детство моё, начиная с четырёх лет, действительно, прошло в Берёзовском районе. Хотя родилась я в Заводопетровске Ялутровского района Тюменской области 1 ноября 1946 года. Мама моя, Антонина Константиновна, была учительницей начальных классов. Отец, Сергей Ефимович Сердитов, воевавший во время войны в разведке, получил образование ветеринарного врача, и был направлен работать в оленьи стада города Салехард. Уж как там предприятие называлось, не знаю. Мне было тогда 9 месяцев.  Мы там прожили четыре года, а потом отца перевели работать в Саранпаульский оленеводческий совхоз. Он был членом партии, и куда направляла партия, туда и ехал. Там я пошла в 6 лет в первый класс. Через два года отца перевели в Няксимвольский  колхоз. Здесь я проучилась два года, пока родители не решили переехать жить в Ванзетур. В Ванзетурской школе я закончила семь классов. Семья наша большая, вместе со мной у родителей было 5 детей.

– Время-то было послевоенное, наверное, и игры у детей были в войну или в партизаны?

– Нет. На улице мы чаще играли в подвижные игры: прятки, догонялки, «штандырь», «лапту» и т.д. Сейчас в эти игры дети играют редко. А дома, конечно же, играли в шашки, домино, а чаще в «школу». Зимой на лыжах всё время бегали, а летом ходили в лес. Грибы, ягоды, шишки собирали. Всё это на зиму заготавливать приходилось нам, детям.  Детей в семьях, живущих на краю села, было много. У каждой семьи почти четверо, пятеро, а у соседей напротив было восемь детей.

– Не побоюсь предположить, что раз у Вас мама была учительницей, то перед Вами  вопрос выбора профессии не стоял?

– Да. Другой специальности как-то не предполагалось. Окончив в Ванзетуре семилетку, я поехала учиться в Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище, которое окончила в 1964 году. Меня направили вожатой и учителем начальных классов в свою же Ванзетурскую школу. Школа была большая, светлая. В ней работал дружный коллектив педагогов. Моя мама работала учителем начальных классов и во всём мне помогала. Мне дали вести «нулевой класс». В посёлке действовал интернат на 120 человек. Ученики моего класса практически не знали русского языка, поэтому обучать их грамоте было очень сложно.

– А математику когда начали преподавать?

– Знаете, в начальной школе все предметы ведёшь. К тому же я заочно училась на учителя математики в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева.  Поступила в 1964 году и окончила в 1970. Была учителем начальных классов, вожатой, а заодно, так как мне нужна была практика, вела уроки математики в 5-7 классах. Моими наставниками были учителя математики: Бражникова Светлана и Герасимов Михаил Ефимович.

– Как принял коллектив молодую учительницу?

– Коллектив учителей в школе был молодой, сильный, грамотный. Им всем и сорока лет не было. А я совсем молоденькая – 17 лет. Директором школы работал Афанасьев Прокопий Григорьевич. Так как я вернулась в свою школу, то трудностей в общении не возникало, каждый старался подсказать, помочь, чем может. Все годы работы в Ванзетуре я была секретарём территориальной комсомольской организации. В посёлке была большая комсомольская организация. Только одних комсомольцев насчитывалось 60 человек, кроме них ещё было очень много молодёжи, не вступивших в молодёжную организацию.  Меня выбрали комсомольским вожаком посёлка, избрали членом пленума райкома и окружкома комсомола. Все шесть лет, что я там работала, тянула эту нелёгкую ношу. На комсомоле было всё: и субботники, и организация праздников в сельском клубе, вечера отдыха. Постоянно приходилось заготавливать таловые веники для совхоза, проводить субботники по очистке территории и т.п. Мы, учителя, участвовали ещё и в ликвидации безграмотности сельского населения. Сначала было страшновато, когда за парты садились взрослые дяди и тёти, а потом привыкли и безумно радовались, когда они,  и маленькие дети моего класса научились читать, писать и считать.

– Не могу не задать вопрос и о Вашей семье. Как появилась семейная ячейка Поленовых?

– Замуж я вышла, когда в семидесятом году получила диплом. Муж, Поленов Александр Николаевич, приехал работать управляющим в совхоз Ванзетурский. Там и познакомились, поженились и приехали жить в Берёзово. Воспитали двух сыновей.  Старший Николай окончил лётное училище. Проходил службу в Афгане.  Сейчас работает начальником отдела МЧС. Младший – Алексей закончил Тюменский индустриальный институт. Получил специальность инженера-механика. Второе высшее образование у него юридическое. Сейчас работает юристом в комитете по культуре и кино. Тот и другой по полгода без работы сидели.  Растут четыре внучки и внук. Когда мы переехали в Берёзово, я начала работать лаборантом в Берёзовской восьмилетней школе. С началом учебного года освободилось место учителя математики. В 1976 году меня назначили завучем. На этой должности я проработала до 1987 года. 

– Наверное, и учителей, кто вместе с Вами работал в школе, помните?

– Коллектив в нашей восьмилетней школе был молодой. Работали учителя Нина Ивановна Захарова, Татьяна Яковлевна Гигина, Нина Ниловна Фёдорова, Мария Ильинична Чугина, Евфалия Павловна Добровольская, Галина Портфирьевна Савченко, директор Ася Михайловна Нурдинова. Приехали по распределению молодые учителя Римма Фёдоровна Тихонюк, Татьяна Борисовна Беляковская, Калерия Николаевна Буровцева, Ольга Сагитовна Чурагулова, Ангелина Юрьевна Асланова, Валентина Николаевна Молданова. В начальных классах работали добрые, умные педагоги: Анна Александровна Лельхова, Елена Филипповна Герштога, Галина Афанасьевна Молокова, Любовь Мальцева и другие. Много работали, изучали новые технологии, методы и приёмы, чтобы дать детям хорошие знания. Для отдыха в школе специально организовали кружок «Хозяюшка». Так как школа была нетиповая, приходилось работать в две смены. Дома, надо сказать, и не жили. Утром идёшь к восьми, приходишь домой в девять, десять вечера. Раньше совещание, собрания проводить днём не разрешалось. В понедельник обязательно политзанятия, во вторник – день производственных, профсоюзных собраний, в среду – день педсовета, в четверг – методический день. В пятницу, старались для учителей ничего не проводить, только для детей. Каждую неделю организовывали для них вечер отдыха. Если был праздник, то обязательно концерт. Коллектив был дружный, поэтому участвовали все. Всё время я работала в обществе «Знание», председателем профсоюзного комитета школы. Была много лет секретарём районной организации «Красного креста». Возглавлял её второй секретарь райкома коммунистической партии А.А. Голованов. В школе работала пионерская дружина имени А. Покрышкина. Вместе с вожатой и классными руководителями проводили отрядные и дружинные пионерские сборы. В 1987 году перешла работать в комитет образования на муниципальную службу. В комитете меня приняли инспектором по внеурочной, внеклассной работе. Курировала всю воспитательную работу в образовательных учреждениях района.  Район был большой. Белоярский ещё как самостоятельный район, не отделился. Мы были в командировках по 170-200 дней в году. Зимников как таковых ещё не было, поэтому в понедельник или во вторник на вертолётах вылетали, а в пятницу или субботу возвращались домой. Параллельно продолжала работать по совместительству в средней школе. В новой школе математиком я проработала только год. Нам пришлось с родителями оборудовать классы, собрать мебель, развести «море» цветов.

– Как Вы думаете, у внуков есть желание пойти по стопам бабушки и стать учителем?

– Желания такого пока не наблюдаю. Старшая внучка Катерина учится в Тюменском государственном университете по специальности «Экономическая безопасность». Внук Андрей – в 11 классе, Настя занимается в «Школе искусств», пока ещё оба определяются в выборе профессии. Арина любит рисовать, ещё не решила, кем хочет стать. Даша занимается в Доме школьников, сочиняет стихи и собирается стать журналистом. Ей эта профессия нравится. 

– Галина Сергеевна, чем отличаются нынешние дети от их мам и пап, которых Вы учили в школе?

– Дети сейчас намного грамотнее, информированные. Много знают, многое умеют. Большая часть детей понимает, что в этом мире без образования очень сложно прожить, поэтому стараются учиться как можно лучше.

– Раньше мы старались производить какие-то сложения, вычитания в уме, сейчас, мне кажется, дети больше в таких случаях обращаются к телефонам, айфонам?

– Знаете, сколько уроков математики не посещала, ни разу не видела, чтоб дети с 1 по 9 классы пользовались телефонами при вычислениях, а вот старшеклассники пользуются постоянно. Малыши как учили таблицу умножения, так и учат. Как решали задачи, так и решают. Раньше математике был отведён ежедневно 1 час. Таким образом, 6 часов в неделю на математику отводилось. Достаточно было времени на уроке и дать новый материал, и его закрепить. А сейчас даётся в неделю в старших классах часов меньше. Считаю, что если бы дали больше времени на закрепление материала, тогда бы и знания у учащихся были бы крепче и качество гораздо выше. Конечно, в связи с тем, что теперь техника развивается стремительно, знания намного ушли вперёд. И ребёнок на выходе из 11 класса должен многое знать и уметь, чтобы быть успешным в жизни. А что касается гуманитарных наук, там свои сложности.

– Как Вы думаете, почему упал статус учителя, ведь сегодня ученику ничего не стоит и нагрубить педагогу?

– Всё зависит от воспитания, в том числе и в семье. Мы же всё разрушили: пионерию, комсомол. А равнозначного ничего не предложили. Надо каждому ребёнку помочь найти дело по душе, способствовать его развитию, чтобы он был занят хорошим, полезным делом.  Влияет и среда, в которой ребёнок находится. Комплексное планирование  позволяло всё время работать с детьми. На это специально была настроена система воспитания. В последнее время на статус учителя начали обращать большое внимание. Надеюсь, в дальнейшем учитель, как и раньше, будет в почёте и уважении.

– Спасибо и здоровья Вам, Галина Сергеевна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

71