Меню
18+

Газета «Жизнь Югры»

25.10.2017 21:14 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 86 от 25.10.2017 г.

УСТРЁМСКОЙ ШКОЛЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ – 85 ЛЕТ!

Думаю, что мои изыскания об исторических фактах посёлка и его жителях будут продолжением встречи «МЫ – УСТРЁМСКИЕ»

в ноябре 2016 года. Первым местом ссылки для нашей семьи был национальный посёлок Ванзеват. В посёлке школы не было, но была учительница, которая обучала детей грамоте.

Детей переселенцев она не принимала,

говорила, что не разрешает власть. Но любопытные дети залезали на завалину дома, где учили детей и заглядывали в окна. Их учили грамоте родители, кто как мог. Весной 1932 года нашу семью перевезли в Устрём, посёлок переселенцев. В посёлке было построено несколько бараков, достраивалась школа, больница. Осенью начали собирать детей в школу…»

Оборудование школы

Летом 1932 года было закончено строительство школы в переселенческом посёлке Устрём Берёзовского района. Школа находилась в отдельном специально построенном здании общей площадью – 250, 06 м2.

В здании школы было: учебных классов – 2 (61,15м2, 51 м2); в большом классе было 2 печи, в малом – одна печь.

Оборудование классов: столов школьных – 10, парт – 19, скамеек – 12, табуреток – 7, шкафов – 2, классных досок – 3, кадок для воды – 1. Один из классов предназначался для мастерской по труду, но ввиду большого количества учеников был переоборудован для учебных занятий. В помещении школы находились 2 квартиры для учителей (22,44 и 28,51 м2). В одном из коридоров была оборудована раздевалка для учащихся (33,21 м2).

В школе имелось ещё одно помещение – кухня (23,50 м2) для приготовления горячих завтраков для учащихся и для проживающих в школе сотрудников. На кухне был камин.

Уборные холодные, на улице. При школе имелся пришкольный участок площадью 4,65 га.

Педагогические кадры

Начальником школы назначили Чертову Лидию Васильевну, 1912 года рождения, русская, педстаж – 2 года, образование – педагогический техникум, член ВЛКСМ. К работе приступила с 20 августа 1932 года. Проживала в школе вместе с матерью и дочерью.

Вторым учителем в школу был направлен Файзуллин Рахматулла, 1914 года рождения, татарин, окончил школу колхозной молодёжи, педстаж – 1 год. Занятия вёл на татарском языке в нацменовской группе. Приступил к работе 25 октября 1932 года.

До начала занятий Лидия Васильевна проделала большую подготовительную работу. В первую очередь были составлены списки детей и подростков, проживающих в посёлке в возрасте от 3-х до 15 лет. Таких оказалось 136 человек, 78 мальчиков и 68 девочек. Был выявлен уровень грамотности у детей, подростков и молодёжи. Составлены списки неграмотных и малограмотных учащихся, сформированы группы для обучения в школе.

До начала занятий Лидия Васильевна провела собрание с родителями. Было решено организовать горячие завтраки в школе. Установили плату за питание – 3 рубля в месяц с одного учащегося. Определили набор необходимых продуктов, для приготовления завтраков: хлеб, крупы, картофель, сахар, ягоды, крахмал, мясо, рыба, масло. Было решено, что горячие завтраки будут готовить сами родители, по очереди.

Комплектование групп

Самой многочисленной была 1-я группа, состоящая из безграмотных детей и подростков в возрасте от 9 до 13 лет. Эта группа была разделена на две подгруппы: первая – 31 человек, обучение на русском языке; вторая – 9 человек, обучение на татарском языке.

«1 октября начала заниматься группа неграмотных подростков из 17 человек. Остальные 14 человек из 31 не явились с песков. Группа подростков занимается ежедневно по 2 часа…» Эту информацию Чертова Л.В. отправила в своей докладной в Берёзовский отдел образования. В полном составе группа начала заниматься с 26 октября, когда подростки вернулись с песков, где они рыбачили вместе с родителями. Занятия в нацменовской группе начались с 28 октября с приездом учителя.

2-я группа состояла из детей от 8 до 11 лет. Их набралось 17 человек. Они владели грамотой, умели читать, писать. Занимались по программе 2-го класса. 3-я группа – дети от 7 до 8 лет. Эти 14 человек занимались по программе 1-го класса. Все занятия, кроме 2-й подгруппы, вела Чертова Лидия Васильевна. Во второй подгруппе, нацменовской, вёл Файзуллин Рахматулла.

Школьные дела

и проблемы

В программу обучения было введено 8 предметов – письмо, чтение, математика, естествознание, физкультура, труд, ИЗО, пение. Лидия Васильевна еженедельно писала докладные в отдел образования, в которых сообщала о проблемах. Из докладных за октябрь 1932 года следует, что: «… в первой группе нет учебников, как в русской, так и нацменовской…»; «… нет бумаги, мелу, чернил, карандашей, перьев, ручек, а главное учебников…»; «…нет учебно-наглядных пособий, методической литературы для учителя…»; «…во второй группе получили учебники по естествознанию…»; «… горячие завтраки в школе будут введены с 10 октября, в месяц уплата установлена 3 рубля, родители согласились…»; «…нет котла и вообще воды…»; «…началась подготовка к празднику 7 ноября. Готовится постановка «Куриная бригада», выпуск стенгазеты, концерт…».

Отчёт школы о работе

на 1 января 1933 года

На 1 января 1933 года было учтено:

Детей 3 – 7 лет – 49 человек, из них: 21 мальчик, 28 девочек. Русских – 38, татар – 10, киргиз – 1.

Детей 8 – 11 лет – 61 человек, из них: 35 мальчиков, 26 девочек. Русских – 49, татар – 9, киргиз – 3.

Детей 12 – 15 лет – 26 человек, из них: 12 мальчиков, 14 девочек. Из них посещали школу 10 человек. Всего школу посещали 71 человек.

В отчёте имеется информация о посещаемости, успеваемости, обеспеченность учебниками, детской художественной литературой, методической литературой, наглядными пособиями, тетрадями и карандашами, инвентарём; о политехническом воспитании; работа школьного совета; работа комиссии содействия; работа с родителями; сколько смен в школе; к какому предприятию прикреплена школа; обеспеченность отоплением и освещением.

Посещаемость

Общая посещаемость учащихся на 1 января 1933 года составила 73%. Основные причины не посещаемости школы были по болезни. В декабре 1932 года с 21 по 24 пришлось отменить занятия по случаю массового заболевания учащихся. В эти же дни с 20 по 29 декабря стояли сильные морозы. В классах температура воздуха не превышала 5-8 градусов. Не у всех детей была даже зимняя обувь, или одна пара на несколько человек.

Успеваемость

Успеваемость по всем предметам в группах, с преподаванием на русском языке составляла 70 – 90%. Подростки 1-й подгруппы хорошо усваивали письмо, математику и обществознание. Второклассники имели хорошие результаты 70 – 80% по чтению, письму, естествознанию. Самыми успешными оказались первоклассники. По всем предметам они успевали на 80 – 90%. Труднее всего усваивали материал учащиеся татарской национальности. У них даже не было учебников. Успеваемость в группе составила 50 – 70%. Уроки изобразительного искусства и пения проводились в школе. Пение не было выделено в отдельный предмет. Разучивание песен проходило в хоровом кружке, который посещали все учащиеся.

Уроки труда

Так как школьная мастерская для уроков труда была отдана под учебный класс, то был найден другой выход. Из учащихся были созданы бригады. Их прикрепили к мастерским, которые были на посёлке: пимочная, сетевязальная, бондарная, корзиночная. Под руководством взрослых ребята занимались в мастерской и дома. Они знакомились с инструментами, материалами, с основами производства. Основными материалами для работы было дерево, жесть, нитки. Своими руками изготовляли простые инструменты и приспособления для работы, игрушки и другие поделки. В учебном классе был оформлен уголок, где выставлялись лучшие работы учащихся. Для уроков труда удалось закупить кое-какой инструмент по работе с деревом.

Детское

самоуправление

Все учащиеся школы были вовлечены в детское самоуправление. В каждой группе учащихся были созданы бригады: санитарная, хозяйственная, культурная, за качество учёбы, политехническая, ликвидация безграмотности, за коллективизацию. Одинаковые бригады объединялись в секцию, которая занималась своим направлением в рамках школы. Секцией руководил учащийся из старшей группы. Каждая секция имела план работы на определённый срок. Бригады и секции отчитывались о своей работе. Такая структура детского самоуправления вовлекала всех учащихся школы в общественную жизнь, развивала организаторские способности школьников.

Культурная секция навела порядок с книжным фондом (550 книг) поселковой библиотеки, которая временно размещалась в школе. Книги разобрали по разделам, установили порядок обмена, меняли книги взрослым. Хозяйственная секция занималась сбором бумаги, гвоздей, стекла для школы. Секция за коллективизацию – подбирала материал о колхозном строе и рассказывала о жизни батрачат, готовила инсценировки из жизни прошлого деревни. Бригада «ЛикБез» в октябре учла и проверила списки неграмотных и малограмотных детей и подростков в посёлке Устрём. Неграмотных – 31, малограмотных – 20 человек.

Работа кружков

В течение всего учебного года в школе работали кружки: хоровой, драматический, санитарный, физкультурный, безбожный. Работа в кружках проводилась в перерыве между уроками и после занятий. Проводились читки, беседы старших ребят для младших. В хоровом кружке разучивали песни и частушки; в драматическом – готовили чтецов и инсценировки. Кружковцы выступали перед своими родителями и жителями посёлка. К памятным датам выпускалась стенная газета «Школьник». Антирелигиозная работа в школе среди учащихся проводилась на уроках и в кружковой работе. Разучивались антирелигиозные частушки и песни, читались статьи из газет, был поставлен спектакль «Всё как на духу».

Весенняя посевная

Подготовка к весеннему севу началась задолго до весны. С 24 октября учащиеся всех групп после занятий по 2 часа работали на раскорчёвке и очистке площади под школьный огород (4,65 га). В апреле 1933 года началась подготовка к весеннему севу. Была посажена рассада разных культур: огурцы, дыни, арбузы, тыквы, помидоры, лук, капуста. Все семена дети принесли из дома. Посаженные семена дали удовлетворительные всходы. Был заложен парник площадью 3 м2 и организован сбор золы. Секция «За коллективизацию» провела беседы «Огородничество на севере», «О сортах картофеля».

Работа комиссии

содействия

и школьного совета

В состав комиссии содействия и школьный совет входили взрослые жители посёлка, родители. Было избрано 10 человек, по 5 человек в каждую комиссию. Их задача состояла в организации помощи школе, вовлечение школьников в общественную жизнь посёлка, в проведении родительских собраний, субботников.

С сентября по декабрь 1932 года удалось сделать: организовать горячие завтраки и дежурство родителей на кухне; провести субботник по заготовке 200 кубометров дров для школы; организовать работу с учащимися в 4-х мастерских и на дому; изыскать средства 35 рублей для приобретения инструментов для мастерской и 14 рублей для питания нуждающимся детям; провести с 18 сентября по 1 января 3 родительских собрания по обсуждению вышеизложенных вопросов.

Окончание первого

учебного года

Первый учебный год подходил к концу. Количество учащихся после 15 апреля 1933 года сократилось до 41 человека. Одна группа учеников вместе с родителями выехала на посёлок Шайтанский Мыс, а вторая – в Берёзово. Такие переселения происходили не самовольно, а по распоряжению вышестоящих органов.

Продолжили работу до конца учебного года школьные кружки, а вот высаженная рассада в условиях севера не смогла выжить и порадовать детей своим урожаем. Мечта об арбузах и дынях осталась в их прошлой жизни. 26 июня 1933 года Чертова Лидия Васильевна сдала по акту школьное имущество коменданту посёлка Бодрову и уехала с семьёй на новое место жительства.

Послесловие: Меня побудило поделиться с вами архивными материалами 30-х г.г. (Государственный архив Югры (Ф. 109, оп. 1, д. 51), чтобы мы знали и помнили наших родных и близких, переживших трагедию репрессий и достойно проживших свою жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26