Меню
18+

Газета «Жизнь Югры»

06.04.2018 13:25 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 06.04.2018 г.

Один дом, одна традиция, общее на всех тепло

Автор: Людмила Моторная

22-24 марта на базе Игримского центра ремёсел проходил IV межмуниципальный семинар по традиционным промыслам обско-угорских народов «Хошум хот» (в переводе с хантыйского языка «тёплый дом»). Содействие в сохранении, развитии и популяризации национальных ремёсел и промыслов, создание банка данных мастеров, создание условий для обмена опытом народных умельцев из разных районов Югры, повышения их профессионального уровня – такова основная цель этого ежегодного события, которую задали его организаторы – Берёзовское отделение общественной организации «Спасение Югры» совместно с администрацией Берёзовского района

Теоретические знания в рамках семинара мастерицы получали на лекциях об орнаментальном искусстве обских угров, происхождении орнамента обских угров, которые читала председатель Берёзовского отделения общественной организации «Спасение Югры» Любовь Васильевна Кашлатова. В практическую часть семинара вошли мастер-классы, на которых участницы делились накопленным опытом, а также, по ходу почти беспрерывно трудились над пошивом традиционных изделий. По словам Любови Кашлатовой, одно из главных требований, которые организаторы мероприятия выдвигают к работам народных мастеров, это сохранение локальных традиций, а также уникальность и оригинальность, в этом же состоит и основная суть семинара: «По нашей задумке, мы должны были вместе собрать локальную группу обских ханты и нижне-сосьвинских манси. Учёные выявили, что представители именно этой локальной группы жили в тесном контакте друг с другом и, естественно, все изделия, все традиционные вещи исполнялись ими по одинаковой технологии. Чтобы именно эту традиционную технологию соблюсти, чтобы её сохранить и продолжить, – с этой целью мы и решили проводить этот семинар».

Как рассказала Наталья Лапина, заведующий отделом по вопросам малочисленных народов Севера, природопользованию, сельскому хозяйству и экологии администрации Берёзовского района, в этом году в семинаре приняли участие сорок мастериц из пяти территорий – Берёзова, Игрима, Ванзетура, Сосьвы (сосьвинские мастерицы участвуют в этом семинаре впервые) и Тег. Среди них как опытные, так и «новички» в деле художественных промыслов – из числа зрелых и юных. Наталья Лапина: «Вообще участие в семинаре могут принимать все, вне зависимости от возраста и пола, хотя в основном участвуют, как вы видите, женщины. Есть здесь и дети, тоже опыт получают. На этом семинаре я впервые, но для себя отметила, что здесь немало интересного. Очень хочется посмотреть выставку, ведь наши мастерицы будут показывать, что они сделали за эти два дня. Главное, что меня впечатлило – это то, что много участников и все они разного возраста. Кроме того, они с большим энтузиазмом увлечены своей работой, шитьём, это вызывает особое уважение, ведь на такую кропотливую работу нужно много терпения».

Анастасия Чёрная, ученица 6 класса Игримской средней общеобразовательной школы №1 знакома с азами мастерства в традициях нашей северной культуры не понаслышке, сама понемногу рукодельничает, а сюда на семинар пришла с сестрой и с большой охотой делится своими наблюдениями: «Мне понравилось, людей много, выставка была очень красивая, можно потом всё это самой попробовать сделать. Я уже пробовала делать изделия из рыбьей кожи, сумку — вроде получилось, но не совсем правильно было сделано. Интерес к рукоделию у меня от мамы, она много шьёт, всё умеет делать – вязать, шить, работает с бисером».

«К нам, на семинар приезжают женщины с опытом, которые уже участвовали в выставках, приглашаем сюда и молодых. Люди, которые по своему основному виду деятельности не касались традиционной культуры коренных народов севера, – они тоже с удовольствием приходят сюда и говорят нам: «Где же вы раньше были». То есть люди возвращаются к своим корням, ведь говорят же – гены внутри просыпаются. Людей на семинаре столько же, как всегда, но по лицам смотрю – все больше новых приходит. Вот это нас радует. Вот, Галина Семёновна – новенькая у нас» – указывает на одну из мастериц Любовь Васильевна. В этот момент, Галина Семёновна Токарева отрывает сосредоточенный взгляд от рукоделия, указывает на свой наряд и добавляет о себе: «Я летом себе платье это сшила, и в соревнованиях на колданках в нём участвовала – первое место заняла, кубок выиграла. А сейчас хочется дальше продолжать, что-то делать. Работа кропотливая, не совсем пока получается». Как заметила Любовь Васильевна о нашей собеседнице – участнице состязаний на колданках, «глаза у неё тогда, помню, горели, энтузиазм был». В традиционном ремесле обско-угорских народов Галина Семёновна уже освоила некоторые технологии, так из щучьих хребтов делает бусы – красота, у неё их множество, в основном раздаривает, и ведь то – не менее долгая и кропотливая работа, чем шитьё: вычистить, выварить, вымыть, покрасить.

Как рассказывает Любовь Кашлатова, первый семинар, состоявшийся в 2015 году, в Игриме, не имел единого направления, был посвящён традиционным промыслам обско-угорских народов в целом – изделиям из всевозможных материалов и различного назначения. «Потом мы поняли, что в такой форме (обо всём понемногу, отрывочно) семинары мало пользы приносят, мастерам хочется побывать на всех мастер-классах, а времени мало. И мы решили каждый семинар посвящать какому-то одному направлению.

Так, уже во втором семинаре (2016 год), проходившем в Тегах, акцентной темой события стали изделия из бересты, а в прошлом году, в Берёзове семинар проходил в направлении «ткань по ткани», где было представлено шитьё традиционных халатов, платьев. На него пригласили мастера России по традиционным технологиям Зою Никифоровну Лозямову, которая показывала участникам, как соблюдать технологию пошива – ширину полоски, цветовую гамму, особенности кроя платья и т.д. На сей раз, в связи с финансовыми трудностями заслуженного мастера пригласить не получилось. Было решено, что к проведению четвёртого по счёту семинара, посвящённого шитью по сукну, местные мастера уже созрели, а значит, именно они и проведут семинар. Так, мастер из Игрима Тамара Мезенцева и мастер из районного центра Раиса Загородняя презентовали перед другими участниками прикладные основы шитья традиционного мансийского и хантыйского женских халатов из сукна — сах. Не всякий знает, в чём разница между этими изделиями – на этот вопрос, а попутно и о некоторых особенностях этой вещи рассказывает мне Любовь Кашлатова: «У нас традиционный мансийский халат по сукну отличается от хантыйского. В мансийском халате только два цвета используется, а в хантыйском – три цвета. Вообще, традиционный женский халат – сах, использовали в качестве рабочей одежды для работы по хозяйству – дрова принести, воду натаскать. Естественно он был из чёрного цвета и серого, это уже сейчас пошли другие цвета – женщине, конечно, хочется выглядеть нарядно. А мы хотим сейчас эти сахи сшить для себя и на вороний праздник в них выйти, потому что тепло в них».

Делясь опытом, участники события постоянно демонстрировали собственные работы – как сделанные здесь, на семинаре, так и ранее – в сменяющихся по ходу события экспозициях выставок. При этом, как и было задумано организаторами, мастерицы показывали не только результаты своих трудов, но и свои знания о традициях и особенностях ремесла. А в завершение, по итогам события всех участников ждал анализ их работы. «Сегодня мы завершаем семинар, соберём все работы, посмотрим, как мастерицы соблюли традиционные технологии: правильно ли они выбрали цветовую гамму, правильно ли вырезали орнамент и т.д. По всем работам мы будем говорить свои замечания, разбирать ошибки. Обязательно нужно проговорить все эти замечания, ведь мастера работают с детьми, посвящают их в традиционную культуру» – поясняет Любовь Кашлатова.

Замечаний много, ведь современные веяния, так или иначе, оказывают своё давление на традиционность изделий. Так, традиционная работа обязательно должна быть сделана руками, этим она и цениться, при этом и необходимо сохранить исконную для обско-угорских народов уникальность шва и цветовой гаммы. Основа орнамента – обязательный элемент и в каждом орнаменте основа своя, мастер не должен отрывать узор от основы. Ещё одно замечание: современные элементы в изделиях можно использовать, но в таком случае нужно, чтобы тона обязательно были матовые, нельзя использовать блестящие детали, ведь и в традиционных изделиях блёсток нет. Частое нарушение, даже искушение для мастера – сделать кукле лицо, но традиционная кукла лица не имеет, лицо – табу не только в создании хантыйской и мансийской, но и во всех традиционных куклах. «Вот, к примеру, куколка – тоже современная, вязанная вещь, вообще же традиционные куклы шились из ткани. Здесь мастерица нас послушалась и уже лицо куколке не делает, а то у неё были глазки, ротик. Я всегда говорю: допустим, вы сделаете куклу, и будет она походить на Пурне (злая женщина, у нас есть такой сказочный отрицательный герой), вы дадите эту куклу ребёнку – она только вред ему нанесёт».

Так что организаторам семинара приходится не единожды проговаривать: «Не надо смешивать элементы разных культур, когда выполняете традиционную вещь. Если вы участвуете в выставке традиционных изделий, так вы и делайте для неё только традиционные вещи. Другое дело – выставлять на продажу сувенирную продукцию, никто этого не запрещает, но, если вы претендуете на традиционность своей технологии, если стремитесь достичь уровня мастера России по традиционным промыслам – вы должны соблюдать технологию и делать только традиционные вещи. Нужно различать, что есть традиционная технология, есть сувенирная продукция, и есть детское творчество в рамках творческих кружков». И народные умельцы отзываются, стараются прислушиваться: «До 2015 года в работе с мастерами был застой, никакие семинары у нас не проводились. Мы существовали разрозненно, в каждом населённом пункте проходили какие-то отдельные мероприятия, но, чтобы вместе сообща, мы объединялись с единой целью – такого не было. Наши мастерицы были в восторге от того, что мы начали их вместе собирать, говорить с ними о традициях. Мастерицы идут на контакт с охотой. И хотя приходится делать замечания, отметать в сторону то, что не традиционно, – понимают, прислушиваются, ведь где то, на большой выставке такие вещи даже рассматривать не станут».

В атмосфере центра ремёсел, наполненного в эти дни живой деятельностью народных мастеров, Любови Васильевне некогда заняться собственным рукоделием: «Я и сама привезла свою вещь, но в этой суете у меня не получилось поработать. Но и хочется, конечно, каждой из мастеров помочь, где они ещё это узнают? Меня саму никто этому специально не обучал, но участвуя в различных семинарах, я, естественно, прислушивалась. Сама изучала, наблюдала, и перед тем, как проводить этот семинар, готовилась, вспоминала, читала».

Опытные игримские мастерицы Марина Сергеевна Вынгилева и Валентина Дорофеевна Саратина встречают меня, нарушившую их недолгое уединение, с улыбкой, говорят, что два дня на семинаре и дома до полуночи шили – игольницы, сахи на кукол и другое, а сегодня, в последний день семинара, как сами про себя шутят, «решили немного подхалтурить». Отдыхая, в неизменном окружении швейных атрибутов и не выпуская из рук своё рукоделие, они делятся со мной впечатлениями, а заодно и мыслями, знаниями: «Какой опыт подхватили у других мастериц? Мы сами можем всё показать. Но, конечно, и у других интересные есть работы. У нас с ними всё одинаковое, у каждого шов, правда, свой. Как говориться, у каждого роспись своя, поэтому, какую бы вы мастерицу не взяли, всё равно найдете свои особенности и можно с чем-то сравнить. У каждого мастера рука своя, каждый по-своему и шьёт. Но, если в общем – у нас всё одинаково. Узоры, например, одинаковые – кто какой захочет, тот такой берёт. Цвета – тоже: у всех нас больше яркого, у нас же солнца не хватает: больше жёлтый, красный преобладают. С белого мы меньше шьём, потому что этот цвет часто относится к понятию смерти. Ну а с чёрного больше шьют, потому что он не маркий, рабочий — считается. Чёрный, синий, тёмно-зелёный – считаются рабочими. Раньше было так, в деревнях. А вот праздничные – это жёлтые, красные, зелёные цвета – яркие, насыщенные».

Разговорились мы и, тут уж попутно в беседе мои собеседницы затронули одну общую для наших местных мастеров проблему, так или иначе связанную с сохранением традиций изготовления национальной одежды: «Сейчас в связи с тем, что ткани в магазинах стало много, большое разнообразие, наши изделия получаются пёстрыми. Раньше же ткани дефицитом были, сукно особенно. У нас в деревенских магазинах рулоном лежали и по сантиметрам нам продавали её. Сукно нужно для того, чтобы национальную обувь шить, шубу национальную. А сейчас выбор тканей стал большим, но опять же у нас не встретишь такого сукна». «Надо съездить в Тюмень, на суконно-камвольный комбинат, – подсказывает Валентина Дорофеевна. – Там рядом с ним есть магазинчик, я там покупала. Но самому тяжело, надо заказывать кому-то, чтобы привезли. Мы нынче ездили в Ивановскую область, лоскутов ткани купила много, пришлось везти. А теперь сошью – отдам, сошью – отдам, дарю, то есть».

Последний день семинара, как душевное разговение для открытых к живому, весёлому общению северянок, собрал всех на общее фото. Без лишних церемоний, а так, запросто, созвали всех в одну из комнат центра ремёсел, где к тому моменту разместилась со своими шитейными трудами группа тегинских мастериц. Убрали в сторону рукоделия, столы раздвинули. Приятно видеть наших мастериц вместе – один дом, одна традиция, общее на всех тепло.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

55