Меню
18+

Газета «Жизнь Югры»

10.05.2018 17:09 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 10.05.2018 г.

Ладонь навстречу

Автор: Людмила Моторная

В мае 2017 года правительство автономного округа утвердило Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на период до 2020 года. Одной из основных задач реализации концепции является оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра. В нашем районе это направление деятельности осуществляет БУ «Берёзовский районный центр социальной помощи семье и детям». О специфике реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, а так же о результатах, которых удаётся достичь специалистам центра в этой работе, мы беседуем с заведующим отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями Светланой Александровной Никифоренко

– В чём суть этого направления, почему оно актуализировалось в последнее время?

– Это направление работы новое для округа. Ханты-Мансийский округ первый в России разработал концепцию по сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. К работе в этом направлении подключены все социальные центры Югры. Что касается нашего учреждения, то мы всегда работали с детьми разных нозологий, разных заболеваний, то есть здесь уже была база для этого. А благодаря тому, что данное направление приобрело общеокружной масштаб, повсеместно ему стали уделять больше внимания, работа приобрела системный характер, заработало межведомственное взаимодействие, была усовершенствована материальная база, прошли специальное обучение специалисты, работающие с детьми, имеющими ментальные нарушения.

Думаю, стоит для начала уточнить, в чём суть ментальных нарушений. Речь идёт о людях, у которых нарушена, прежде всего, функция общения, им тяжело находиться в коллективе, даже в маленькой группе других людей. И это не обязательно инвалиды. Если говорить конкретно о детском возрасте, это дети с расстройствами аутистического спектра, гиперактивные дети, просто – застенчивые, пассивные. Самое важное – им тяжело общаться с другими людьми. И основная наша задача – научить детей взаимодействовать с окружающим миром, то есть подготовить их к переходу в детский сад, к посещению школы. Кто-то будет школу посещать индивидуально, кто-то будет приходить туда на определённые уроки, а кто-то, возможно, закончит и общеобразовательную программу. В этом и состоит смысл нашей работы с детьми, имеющими ментальные нарушения.

– Насколько это направление деятельности вашего учреждения востребовано относительно ситуации в Берёзовском районе?

– В настоящий момент детей с признаками расстройства аутистического спектра у нас в районе насчитывается десять человек. Это довольно большая цифра, потому что раньше такое нарушение, как аутизм, встречалось крайне редко. Но помимо расстройства аутистического спектра, есть такие нарушения как гиперактивность. А это вообще очень распространённое нарушение развития, оно всегда было актуально, а в последнее время особенно. И учителя это чувствуют. Когда в классе появляется гиперактивный ребёнок, учебный процесс буквально сводится «на ноль» у всего класса, так как этот ребёнок, в силу своих индивидуальных особенностей, не может удерживать долго внимание, контролировать своё поведение, часто отвлекается и тем самым не даёт педагогу полноценно вести урок, а детям усваивать учебный материал. Так что этот вид деятельности очень важен, и чем раньше начнётся коррекционная работа, тем лучше будет эффект. Естественно, в этом направлении нужно работать с родителями, потому что если мы в центре работаем с ребёнком – корректируем поведение, развиваем навыки общения – а дома, в привычной обстановке, это не поддерживается, реабилитационный эффект теряется. То есть, положительного результата не будет, или он будет минимальный. Поэтому мы консультируем, обучаем родителей. У нас применяется такая практика работы как включённое участие: родитель приходит на занятие, ребёнку даётся задание и он совместно с родителем его выполняет. Мало того, что ребёнок учится – учится родитель. При этом родитель приобретает педагогические навыки, расширяет свои родительские компетенции и одновременно налаживаются, меняются в лучшую сторону взаимоотношения ребёнка и родителя – через эту совместную практическую деятельность.

Здесь ещё хотелось бы отметить, что значит «как можно раньше». Ранний возраст – это дети от рождения до трёх лет, а относительно детей-инвалидов ранним возрастом даже считается период до восьми лет. Сейчас на уровне округа разрабатывается единая концепция ранней помощи. В Берёзовском районе система ранней помощи уже работает и объединяет специалистов больницы, дошкольных учреждений и наш центр. Специалисты больницы во время приёма выявляют необходимость в оказании ребёнку ранней помощи, информируют родителей о необходимости реабилитационных мероприятий и направляют в наше учреждение. Мы, в свою очередь, проводим курсы реабилитационные, предоставляем услуги оздоровления (массаж, галотерапия, адаптивная физкультура), проводим психолого-педагогическую коррекцию, занятия с логопедом. По достижению ребёнком 3-летнего возраста начинается работа по переводу ребёнка в дошкольное учреждение.

– Обязательно ли для получения ранней помощи сначала получить направление врачей?

– В любом случае, даже если родители обратятся к нам со своей проблемой напрямую или им порекомендует детский сад, мы отправим ребёнка к врачу. К какому именно врачу, это уже зависит от особенностей ребёнка. В больнице выдадут направление в наше учреждение, в котором отмечают необходимые медицинские процедуры и реабилитационные услуги. Далее мы разрабатываем на ребёнка индивидуальную программу предоставления социальных услуг, принимаем на социальное обслуживание и начинаем коррекционную работу. То есть, так или иначе, мы работаем совместно с больницей, потому что ментальные нарушения требуют и медикаментозного лечения, в том числе. Говоря об этом, я часто провожу аналогию «открытые двери», другими словами, необходимо сначала подпитать мозг, насытить его, чтобы он был готов к корректирующим воздействиям, т.е. «открыть дверь», потому что войти через закрытую дверь невозможно и коррекционная работа без медикаментозного воздействия бесполезна. Со своей стороны и врачи понимают, видят, что помимо медицинской помощи маленькому пациенту требуется именно реабилитация – психологическая, логопедическая помощь и т.д., поэтому они рекомендуют и направляют пациентов в учреждения социального обслуживания.

– Отделение реабилитации центра работает в целом с разного рода нарушениями здоровья, а в чём особенность работы именно с ментальными нарушениями. Я к тому, что вы взаимодействуете не только с больницей, но и со спортзалом, другими учреждениями, в этой связи хочется понять: дети с ментальными нарушениями могут участвовать в спортивных мероприятиях, в общественной деятельности?

– Да, могут, но для того, чтобы они участвовали, то есть расширили свой социальный опыт, границы своего взаимодействия с окружающим миром, с ними, конечно, нужно предварительно работать: сначала их нужно научить контролировать своё поведение, выражать свои желания, уметь выполнять правила, инструкции. Потому что любое мероприятие это определённое действие и это действие в каком-то коллективе. У нас есть дети с расстройствами аутистического спектра, которые принимают участие в соревнованиях по шашкам и при этом занимают призовые места. У нас был спортивный праздник, посвящённый Дню инвалидов, и эти дети, которые давно посещают наше учреждение, смогли войти в состав взрослой команды и стать полноценным её участником.

Мы действительно взаимодействуем не только с больницей. В этой связи хочется сказать о совместной работе со школами. Это совместные рабочие совещания с учителями, работающими с данной категорией детей. На них мы обсуждаем по каждому ребёнку конкретно его проблему: как он себя ведёт в той или иной обстановке, как правильно построить с ним взаимодействие, какой лучше использовать темп и тон речи, как строить фразы, чтобы ребёнок понял и выполнил задание. Ведь мы, специалисты центра прошли уже через все эти перипетии, накопили опыт, а для педагогов образовательных учреждений этот опыт новый, и с каждым новым ребёнком всё начинается сначала. Например, такой-то ребёнок положительно реагирует на определённую игрушку, игрушка для него является, своего рода, стимулом, значит, строим взаимодействие с ребёнком на этой тяге к игрушке. Поработаешь – получишь игрушку: с этой игрушкой можно приседать, с ней можно рисовать, говорить и так далее. Если нам не передать наработанный по каждому ребёнку опыт учителям, то им придётся всё это самостоятельно с нуля, а ребёнок в это время будет выражать протест и «прятаться в свою скорлупку».

– Получается, одновременно с ребёнком вы обучаете и родителей, и педагогов?

– Мы не столько учим педагогов и родителей, сколько передаём накопленный нами опыт работы именно с такими особенными детьми. Помимо уже сказанного, у нас обширно используется такой инструмент, как видеоконференция. Нас сейчас обучает Московский институт реабилитации детей-инвалидов «Наш солнечный мир» работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Два раза в месяц мы проводим семинары посредством видеоконференцсвязи с родителями. Ведущие специалисты читают для родителей лекции о том, как взаимодействовать с такими детьми, как с ними играть, как общаться, как обучать бытовым навыкам. И каждую пятницу проводятся лекции для специалистов, на которых даётся теоретический и практический материалы по диагностике и коррекционной работе с детьми, имеющими ментальные нарушения. На эти лекции мы приглашаем и школы.

– Хотелось бы подробнее узнать о результатах именно социализации таких детей, вовлечении их в общественную жизнь, в социум.

Пойти в школу и получать образование – вот это самое главное. И я считаю хорошим результатом, что 7 детей из 11 с ментальными нарушениями пошли в образовательные учреждения, причём это дети с достаточно глубокими нарушениями ментального плана. Один ребёнок сейчас поступил в детский сад, чему мы очень рады. Раньше детский сад не был готов принять этого ребёнка, потому что он, будем говорить так, ничего не умел, а сейчас он научился выражать свои желания, научился себя обслуживать – ходить в туалет, одеваться, раздеваться и так далее. То есть, ребёнок приобрёл необходимые социально-бытовые навыки и теперь готов находиться в большой группе детей. Это следующий этап его социализации, потому что здесь, в центре, такие дети занимаются индивидуально или в маленьких группах – от пяти до десяти человек. Как видите, сначала он привыкает к небольшой социальной группе и только потом, когда привыкает к окружению других людей – детей и взрослых, он уже готов пойти в детсад, школу, где группы гораздо больше. То есть, этот процесс социализации постепенный, очень важно, чтобы эти дети начали адекватно реагировать на присутствие, речь посторонних людей, потому что у детей, например, с расстройствами аутистического спектра, восприятие фрагментарное, при котором они могут воспринимать человека в трёх фрагментах – рубашка, брюки, голова. Представляете, если перед ним много людей, на сколько фрагментов делится его восприятие? У них начинается паника! И вот, привыкая к этому – к постепенному увеличению количества фрагментов восприятия, они чувствуют себя комфортнее, а значит, и спокойнее.

Но, наши воспитанники принимают участие не только в спортивных и развлекательных мероприятиях, они участвуют ещё и в творческих конкурсах разного уровня, особенно художественного направления – поделки, рисунки. Причём, наши дети занимают там призовые места. Ведь дети с ментальными нарушениями – это особый склад восприятия окружающего мира и особый дар выражения этого восприятия. Совершенно естественно, что они рисуют, своего рода, шедевры, с невероятным подбором красок. Может, для кого-то эти рисунки не так красивы и понятны, но они своеобразны и уникальны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35