Меню
18+

Газета «Жизнь Югры»

24.01.2019 13:21 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 24.01.2019 г.

Приоритеты развития. Стратегия и тактика

Автор: Валерий Белый

Сегодня в Берёзовском районе проживает чуть более двадцати двух тысяч человек. При этом территория муниципалитета является третьей по величине в Ханты-Мансийском автономном округе, уступая лишь Нижневартовскому и Сургутскому районам. Доля населения трудоспособного возраста (по данным на 1 января 2017 года) составляла около 56 процентов от общего количества жителей. Статистика показывает, что количество трудоспособного населения год от года сокращалось, однако в связи с изменениями в пенсионном законодательстве, которые начали действовать с 1 января 2019 года, этот процесс должен приостановиться. Соответственно, количество рабочих мест должно оставаться как минимум на уровне 2018 года.

Меняется и динамика миграционных процессов. К примеру, за период с 2015 по 2017 годы во всех поселениях Берёзовского района наблюдалась миграционная убыль населения, в то же время этот показатель снижается.

Что касается естественного прироста населения, за счёт превышения уровня рождаемости над уровнем смертности, то здесь данные более оптимистичные. В 2015 году положительное сальдо прироста населения составило 140 человек, в 2016 – 134, в 2017 – 101 человек. По сути, за счёт этого количество юных жителей муниципалитета ежегодно увеличивается.

Как работающие граждане, так и люди пенсионного возраста, а также молодое поколение – все являются участниками социально-экономических процессов. Соответственно, все они надеются на то, что Берёзовский район будет развиваться, что должно привести к увеличению благосостояния жителей муниципалитета. Именно для этого и должны приниматься как краткосрочные тактические решения, так и стратегические (прежде всего, со стороны муниципальных властей) которые и станут катализатором такого развития.

На сегодняшний день разработана и действует «Стратегия социально-экономического развития Берёзовского района до 2030 года». При этом в неё вносятся корректировки и дополнения приоритетных направлений развития муниципального образования на долгосрочную перспективу. Вот, как декларируются основные цели и задачи стратегии.

«Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Берёзовский район – это инструмент определения системы долгосрочных целей, направлений и задач развития механизмов экономической системы, инновационных технологий, системы бережливого производства, общественных институтов, новой промышленной политики, предпринимательской инициативы в Берёзовском районе с учётом сложившихся географических, экономических и социальных факторов, на основании приоритетов социально-экономического развития муниципального образования.

Основная цель разработки Стратегии муниципального образования – обоснование системы приоритетов, целей, задач и мероприятий социально-экономического развития Берёзовского района, рассчитанных на долгосрочную перспективу, итогом использования которых станет повышение качества жизни и благосостояния населения муниципального образования, развития социально-экономической сферы территории и укрепление её конкурентных позиций среди муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Стратегия содержит обоснование выбора приоритетного сценария развития муниципального образования Берёзовский район, систему целей социально-экономического развития, информацию о ресурсном обеспечении реализации Стратегии, сроков и механизмов её реализации. В этом и заключается актуальность разработки Стратегии социально-экономического развития Берёзовского района».

При этом документ разрабатывался с учётом новых направлений «Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа до 2030 года». Именно в ней указываются приоритетные направления, а это: «Бережливый регион», «Гражданское общество», «Проектное управление», «Инвестиционная стратегия», «Финансовые механизмы», «Национальная предпринимательская инициатива» и внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Первоочередной задачей при формировании «Стратегии социально-экономического развития Берёзовского района» стал всесторонний анализ сегодняшней ситуации. В расчёт брались все аспекты жизнедеятельности, от оценки трудовых ресурсов, рынка труда и занятости населения, до анализа состояния природной среды и общественной безопасности. Кроме этого, учитывались конкурентные преимущества Берёзовского района относительно других муниципалитетов Югры. Была дана оценка ключевых внутренних и внешних факторов, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития муниципалитета.

На основании анализа были разработаны два сценария развития Берёзовского района: инерционный и инновационный. Первый рассматривается как сценарий стабильности, но он вряд ли позволит стать муниципалитету территорией динамического развития, что в современных условиях является приоритетом.

Инерционный сценарий развития Берёзовского района предполагает, что значительных изменений в социально-экономической сфере Берёзовского района не произойдёт. Структура видов экономической деятельности в секторе малого и среднего бизнеса не претерпит существенных изменений, причём основными видами деятельности малых и средних предприятий, по-прежнему, будут выступать оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, строительство. Конкурентоспособность отраслей района практически не изменится, что будет оказывать негативное влияние на динамику социально-экономического развития Берёзовского района. Развитие новых направлений, связанных с инновациями, высокими технологиями, а также различные направления малого и среднего бизнеса, будут весьма ограничены. Демографические и миграционные показатели сохранят существующие на данный момент тенденции. Сохранится текущий уровень показателей естественного движения населения, миграционной убыли населения в трудоспособном возрасте.

Таким образом, экономический рост будет обеспечен, в первую очередь, за счёт традиционных отраслей промышленности и потребительского сектора. Сохранится тенденция медленного повышения платёжеспособности населения Берёзовского района. Уровень безработицы в муниципальном образовании практически не изменится.

Направления социальной сферы: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура, инфраструктура связи будут развиваться в соответствии с ранее заданными трендами. Будут проводиться только те стимулирующие мероприятия, которые заданы в программах развития.

При всём при этом, в рамках этого сценария в бюджетной сфере Берёзовского района будут происходить процессы сохранения достигнутого уровня бюджетных доходов и социальной ориентации структуры бюджетных расходов. Приоритетами развития Берёзовского района согласно данному сценарию, по-прежнему, являются – повышение качества жизни населения и создание предпосылок для обеспечения устойчивости экономики.

Однако, самого пристального внимания заслуживает более оптимистичный инновационный сценарий развития Берёзовского района. Вполне естественно, что для его реализации потребуется приложить максимум усилий, задействовать все имеющиеся ресурсы. Инновационный сценарий развития Берёзовского района предполагает укрепление новых направлений экономики в структуре муниципального образования, таких как инновационные технологии в отраслях промышленности, развитие которых будет особенно заметно после 2020 года, что позволит производителям создавать новые конкурентоспособные инновационные продукты. Особое внимание планируется обратить на развитие лесопромышленного комплекса, а соответственно и связанные с этим отрасли (деревообработка, производство и реализация строительных материалов, производство и реализация мебели и другие видов продуктов и услуг). Предполагается дальнейшее развитие систем транспорта и связи.

Для достижения положительного эффекта в сфере экономики надо будет максимально задействовать малое и среднее предпринимательство в традиционных сферах деятельности и в других направлениях (обрабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс, туристическо-рекреационный комплекс). Кстати, вопрос об эффективном туристическо-рекреационном комплексе, в котором будут развиваться как традиционные, так и инновационные виды услуг стоит уже давно.

«Стратегические приоритеты и цели развития Берёзовского района будут сопряжены с национальными целями Российской Федерации, которые направлены на прорывное развитие социально-экономической системы (укрепление демографического и экономического потенциала территории, повышение уровня жизни населения, обеспечение качественных условий для жизнедеятельности граждан и возможностей их самореализации)».

Качество жизни населения будет обеспечиваться развитием социально-культурных и социально-бытовых направлений, что потребует значительных инвестиционных вливаний в эти сферы деятельности (жилищно-коммунальная сфера, развитие жилищного строительства и рынка жилья, сферы услуг).

Предполагается, что повышение качества жизни приведёт к росту численности населения и притоку трудовых ресурсов. Произойдёт закрепление конкурентоспособных кадров на предприятиях Берёзовского района. Применение инновационных подходов в рамках сценария приведёт к увеличению ассортимента и объёмов производства продовольственных и промышленных товаров, ориентированных как на внутренний рынок, так и на рынки других районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и соседних регионов.

Производственные издержки будут снижаться за счёт внедрения ресурсосберегающих технологий, что позволит повысить конкурентоспособность продукции предприятий района. Применение сберегающих инноваций в отраслях образования и здравоохранения позволят создать условия для всестороннего развития личности и формирования высококвалифицированной рабочей силы.

Сегодня в качестве базового сценария социально-экономического развития Берёзовского района выбран именно инновационный, так как он в большей степени соответствует современной более сложной модели муниципального управления, тесно связанной с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человеческого капитала.

Механизмами, обеспечивающими внедрение инновационных подходов к экономике Берёзовского района, станет концепция бережливого производства с её императивами теплоэнергосбережения и эффективности, проектное управление и проектный подход в государственном и муниципальном управлении, институты гражданского общества, призванные предельно демократизировать процессы разработки и внедрения инноваций, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Возникает вполне резонный вопрос – насколько проработаны механизмы дальнейшего развития, с какой долей эффективности их удастся применить, какие «инструменты» будут для этого использоваться. Среди механизмов реализации инновационного подхода можно выделить несколько основополагающих: финансовые, инвестиционные, национальная предпринимательская инициатива и гражданское общество.

Финансовые рычаги управления, нацеленные на реализацию приоритетов Стратегии – 2030, предусматривают рациональное использование бюджетных средств, их концентрацию на решение основополагающих социально-экономических задач района, максимальное привлечение источников внебюджетного финансирования.

Основным финансовым механизмом реализации Стратегии – 2030 являются государственные и муниципальные программы.

Финансирование реализации муниципальных программ осуществляется за счёт федерального, регионального, местного бюджетов (в том числе на условиях софинансирования) и внебюджетных источников.

В целях оптимального развития Берёзовского района необходимо разработать и реализовать муниципальную программу «Развитие промышленности в Берёзовском районе», в которой будут описаны механизмы развития промышленного комплекса муниципального образования, в том числе отраслей лесной и горной промышленности.

Берёзовский район не входит в число районов-лидеров по инвестиционной привлекательности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, однако размещение на его территории новых производств, а также развитие новых для района направлений экономики увеличивают инвестиционную привлекательность муниципального образования.

Наряду с прямым поощрением приоритетных направлений инвестиционной деятельности планируется создавать условия для малого и среднего предпринимательства, через научно-техническое творчество и инновационное предпринимательство детей и молодёжи, через систему грантов, стимулирование предприятий и компаний к формированию и реализации программ инновационного развития.

Особое значение в социально-экономическом развитии Берёзовского района имеет инвестирование в развитие инженерной инфраструктуры.

Наращивание объёмов инвестиций должно дополняться программами повышения квалификации работников.

В агропромышленном комплексе инвестиционные приоритеты обусловлены необходимостью расширения ресурсной базы, модернизации и создания новых перерабатывающих мощностей и будут связаны с обеспечением продовольственной безопасности и реализацией экспортного потенциала района, особенно в сфере животноводства и рыбопромысла.

Повышение инвестиционной привлекательности Берёзовского района будет достигаться за счёт оптимизации схем транспортной доступности населённых пунктов, относящихся к труднодоступным и малонаселённым местностям.

Национальная предпринимательская инициатива – это принципиально новый подход для улучшения делового климата. Основная задача – добиться снижения административных барьеров в экономике. Реформы, которые должны быть направлены на упрощение, удешевление, ускорение государственных процедур.

Инициатива реализуется в формате «дорожных карт». В соответствии с мероприятиями «дорожных карт» усилия направлены на совершенствование налогового администрирования, поддержку экспорта, взаимодействие в градостроительстве, развитие конкуренции, оценочной деятельности, регистрации предприятий и права собственности, повышение общего качества регуляторной среды, расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам естественных монополий, организаций с государственным участием.

И ещё один механизм призван способствовать эффективному развитию Берёзовского района – гражданское общество. Важным инструментом развития гражданского общества является механизм общественного контроля. Правовую основу механизма общественного контроля составляет закон автономного округа «Об общественном контроле в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», разработанный совместно с Общественной палатой Югры, социально ориентированными некоммерческими организациями, представителями научного сообщества. Перспективы развития гражданского общества связаны с освоением сферы социальных услуг, вовлечением в деятельность общественных объединений, большего числа граждан, усилением эффективности взаимодействия с органами власти и бизнес-структурами.

При задействовании всех механизмов реализации «Стратегии социально-экономического развития Берёзовского района до 2030 года» потребуются значительные финансовые ресурсы. По сути, должна быть дана оценка – из каких источников будет происходить финансирование. Предварительный анализ уже проведён и вот, что об этом говорится в Стратегии.

«Финансирование реализации Стратегии будет осуществляться за счёт средств федерального, регионального, местных бюджетов и внебюджетных источников. Предусмотрено прямое бюджетное финансирование проектов Стратегии в соответствии с приоритетными национальными проектами, мероприятиями муниципальных программ, реализацией проектов на условиях муниципально-частного партнёрства с привлечением средств предприятий и организаций, предоставлением налоговых льгот организациям, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономической деятельности, привлечением средств заёмного финансирования.

Мероприятия, предусмотренные муниципальными программами, будут финансироваться за счёт средств федерального бюджета, бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, бюджета Берёзовского района и бюджетов городских и сельских поселений.

На условиях муниципально-частного партнёрства планируется строительство и модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры, а также мероприятий в социальной сфере (здравоохранении, образовании, социальной поддержке населения). Финансирование проектов будет осуществляться в соответствии с приоритетными направлениями, определёнными в Стратегии.

На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы, поэтому в современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения».

Из всего вышесказанного следует, что чем быстрее будет внедряться схема инновационного развития Берёзовского района, тем скорее появятся положительные тенденции в развитии муниципалитета. К сожалению, на сегодняшний день экономические реалии таковы, что немедленного эффекта ожидать не приходится. И, тем не менее, при взаимодействии местной, региональной и федеральной власти, предпринимательского сообщества, общественных объединений, при поддержке населения, возможность реализации Стратегии социально-экономического развития на ближайшее десятилетие может стать вполне вероятной и перейти из области планирования в новую реальность

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22